Banner Top
Вход
Одной строкой:

Интервью с Беленьким Л.П.

Каковы главные критерии успеха любого праздника? Что является наиважнейшим для создания подлинно праздничной атмосферы концерта, спектакля, телепередачи, фестиваля, корпоративного или семейного праздника? Разумеется, не существует ни универсальных рецептов, ни односложных формул. И в этой рубрике мы стараемся обобщить и сделать доступным опыт профессионалов, для которых Праздник стал одним из главных смыслов жизни.

http://slav-radio.ru Медицинские справочники «Авторская песня - это наше достояние!»

С 3 по 7 ноября 2011 года в городе Красногорске Московской области и в Москве прошёл второй Международный детско-юношеский фестиваля авторской песни "Зеленая карета", проведение которого было посвящено юбилею российской космонавтики в связи с 50-летием первого полета человека в Космос. Организаторы Фестиваля поставили себе задачу отобрать и представить широко всё лучшее, что выявили многочисленные детско-юношеские фестивали в прошедшем 2010-м и выявляли в 2011-м из авторов и исполнителей песен – учащихся и недавних выпускников школ России, стран СНГ и других зарубежных стран.

Учредителями Фестиваля "Зеленая карета" выступили:

Администрация городского поселения Красногорск Московской области;

Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение "Государственный институт искусствознания" Министерства культуры Российской Федерации;

Международная ассоциация общественных объединений "Международная ассоциация содействия культуре";

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова»;

Международный информационный портал авторской песни "bards.ru".

Председателем Оргкомитета фестиваля стал народный артист России Олег Григорьевич Митяев.

На наши вопросы о Фестивале и авторской песне, как неком феномене в мире искусства, нам любезно согласился ответить заместитель председателя Организационного комитета фестиваля, художественный руководитель, координатор и идейный вдохновитель проекта. Леонид Петрович Беленький.

http://slav-radio.ru Медицинские справочники Т. П.: Леонид Петрович, в ноябре прошлого года мне удалось побывать на вашем замечательном фестивале авторской песни, расскажите, пожалуйста, как часто Вы проводите такие фестивали?

Леонид Петрович: Фестиваль у нас ежегодный. Вы были на втором по счёту. Первый раз он проходил в прошлом году в апреле, в этом году мы перенесли на ноябрь, думаю, в дальнейшем так и будет по той причине, что апрель не очень удобен для старших школьников. В апреле идёт подготовка к ЕГ, отвлекаться им от этого процесса нежелательно, соответственно у них возникает проблема приехать. В ноябре первые школьные каникулы и со временем не возникает таких проблем. Ещё одна причина это то, что это фестиваль фестивалей, фестиваль – представительский. Он призван отобрать и разом показать лучшее из того, что показали другие фестивали, детско-юношеские школы и студии, которых достаточно много в стране. То есть, показать достижения в детско-юношеском творчестве, по авторской песне. Поскольку многие фестивали проходят летом, ноябрь в этом плане тоже удобнее, основные фестивали заканчиваются, и получается, что мы их обобщаем.

Медицинские истории болезней Т. П.: Поэтому и фестиваль фестивалей?

Л. П.: Да! Но в то же время согласно положению, фестиваль у нас открытый. Представлять своих подопечных могут педагоги любых форм образования. Это могут быть участники из школ авторской песни, школ самодеятельной песни, из специализированных учреждений дополнительного образования, из учреждений культуры, муниципальных учреждений. У некоторых фестивалей присутствует принцип специализации, если по образованию так по образованию, культура туда уже не попадает, такая специфика. Но авторская песня не знает этих ведомственных границ, как и детское творчество, и поэтому сегодня юными дарованиями занимаются школы, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, детские дома культуры, дворцы культуры… Наконец, человек может заниматься творчеством самостоятельно, и он должен иметь возможность где-то показаться. В обычную систему он может не попасть - это первое. Второе - мы не устраивали иерархическую схему в отборочных турах, деление на региональные, местные и прочее. Вот «Юные таланты Москвы» классический пример иерархической системы, отбор проходят сначала районные школы, потом окружные, а потом городские, в итоге последнего тура жюри выявляет лауреатов, проходит гала-концерт. При всём уважении к данной системе она имеет один существенный недостаток: если кто-то на каком-то раннем или среднем этапе вылетел, болел, к примеру, мало ли что, он уже потом не попадёт никуда. Несмотря на то, что наш фестиваль представительский, мы заложили разные возможности попадания на него, в том числе и самовыдвижением. Вы, наверное, обратили внимание, что на концерте выступал автор, я подчёркиваю, автор, из Алтайского края, песня называлась «Не вижу смысла». Это яркий пример самовыдвижения. Парень живёт в селе Алтайского края, в систему фестивалей он не вовлечён, занимается с отцом. Есть у них местный дом культуры, но там нет направленности по авторской песне, есть живопись, есть фото. Парень занимается всем понемногу, от сочинения стихов перешёл к песне, поскольку поколение отца воспитано на авторской песне. Высоцкий, Визбор - он знает их практически всех, благодаря плёнкам и записям, с которыми его познакомил отец. Молодой человек этим увлёкся, и стал сам пробовать сочинять. Вот классический пример принципа самовыдвижения. Самое интересное при этом, что головная организация Алтайского края, краевой центр туризма и краеведения, в котором есть школа бардовской песни, и имеются отделения по местам, своё предложение именно по этому автору-исполнителю не присылала.

Медицина и анатомия Pdf Т. П.: Получается, что отбора как такового нет?

Л. П.: Отбор есть, но он совершенно другой. Особенность этого фестиваля в том, что на самом фестивале, на протяжении фестивальных дней, никаких у нас конкурсов, жюри, ничего всего этого нет, потому что вся работа производится предварительно через интернет. Есть сайт, точнее международный информационный портал авторской песни «bards.ru», где вывешивается объявление, как можно подать заявку на участие. Необходимо, к примеру, прислать три песни в формате mp3, фотографии, краткие биографические данные – участника и педагога, если он есть. Ну, или родителей, в общем, того, кто приедет с юным дарованием. Создаётся экспертный совет из специалистов разных направлений: культурологии, искусствознания, педагогики, людей от общественности, которые давно этой песней интересуются с научной стороны и специалистов по песне как направлению в искусстве. Есть несколько человек, представляющих Московский городской центр авторской песни (КСП). Для того, чтобы выбрать критерии отбора, мы с самого начала разработали идеологию этого фестиваля. Мы шли «от теории к практике». То есть, сначала попытались теоретически осмыслить, что такое авторская песня, какие её главные ценностные критерии, и даже не в отличие от других, а характеризующее только её. Мы понимаем, чем она характеризуется, тем более что характеристик, которые по отдельности могут быть в других песнях и жанрах, но не обязательны - немного, но для авторской песни они необходимы.

http://smi-audit.ru медицинские учебники, атласы Т. П.: Думается, что многие современные песни можно отнести к авторской песне?

Л. П.: Совершенно верно, но смотря как к этому подходить. У меня есть несколько теоретических работ опубликованных, более того, порядка 15-и книг составительских и журналистких. В своё время мне пришлось достаточно много заниматься изучением авторской песни. Ещё в 1989 году в издательстве «Профиздат» вышла первая в своем роде комментированная нотная антология, систематизирующая авторскую песню. Она называлась «Среди нехоженых дорог одна – моя» по строчке из известной песни Высоцкого. Занимаясь ее составлением, я старался понять с научной стороны, что это такое, и описать явление авторской песни какими-то классификационными признаками. С целью понять что это - явление культуры или вид искусства, если вид искусства, то какой, если жанр, то – какого искусства. Для ответа на множество вопросов необходимы скрупулёзные исследования, иначе невозможно. Все попытки дать краткое определение авторской песни ничем хорошим не заканчиваются. Прежде всего, мы попытались сформировать критерии качества авторских песен, конкретно для детско-юношеского творчества, по которым должен работать экспертный совет. Это необходимо, чтобы в экспертном совете было чёткое понимание предмета. В итоге у нас родились следующие принципы этого фестиваля, которые закреплены в положение, и которые мы менять не хотим. У нас всего две номинации. Первая – создатель песни. Неважно, положил ли он свои стихи на свою или на заимствованную музыку, или подобрал к музыке стихи. В любом случае – он автор-исполнитель, созданной им песни. Вторая номинация - исполнитель, исполнение песни. Не важно, в каком составе - соло, дуэт, трио или ансамбль. Потому что в этой номинации нас интересует, как представлена песня. Остальное не существенно. Этот вид искусства – самодостаточен, его не надо ни подо что подгонять. Кстати, многие специалисты, творческие деятели, никак не могут понять, почему, при внешней простоте у авторской песни такой бешеный успех. Она не создается по каким-то известным канонам, люди, которые этим занимаются, как правило, дилетанты – по меркам композиторов-профессионалов, но дилетанты талантливые, с развитым музыкальным и поэтическим слухом. В результате их интуитивного, в основе, творчества получается что-то значимое. С другой стороны, авторам и создателям этих песен всегда было важно, как бы себя личностно обозначить. Как обратить внимание на то, что они занимаются чем-то значимым? По этой причине и появились разные определения. Высоцкий, например, любил говорить, что это стихи, исполняемые под ритмическую основу. Окуджава говорил, что когда человек сам всё сочиняет, это и есть авторская песня, отрицая направление Берковского и Никитина, про которых говорили, что это все-таки композиторы, которые стихи сами не сочиняют, и, стало быть, – это не авторская песня. Подобные мнения встречаются до сих пор. Получалось противоречие между общественным признанием творцов авторской песни разного рода в той среде, которая эту песню знала и любила, и мнениями самих авторов-исполнителей. На самом деле, я со многими был знаком и общался лично, у Окуджавы интервью брал, Высоцкому концерты организовывал, книги выпускал. После общения с ними я сделал для себя следующий вывод: авторов, которых интересует это явление в целом, немного. Возможно, чтобы их посчитать, хватит пальцев даже на одной руке. В преобладающем большинстве, каждый из них пытался ответить на вопрос - чем занимается они сами.

http://smi-audit.ru медицинские учебники, атласы Т. П.: Был ещё такой термин самодеятельная песня?

Л. П.: Термин самодеятельность не прижился, потому что такие «классики» как В.Высоцкий, Б.Окуджава, Н.Матвеева справедливо полагали - какая мы самодеятельность, мы – профессионалы в искусстве. Да и многим другим не нравилось ассоциироваться с художественной самодеятельностью, направлением художественного творчества, в Советском Союзе, поддерживаемого официально. Не станет же кто-то Маяковского называть самодеятельным художником из-за того что он для Окон Роста и рисовал и писал стихи.

http://team2o.ru Книги по общей медицине Т. П.: И всё же, давайте вернёмся к вашему фестивалю. Какие принципы в нем заложены?

Л. П.: Принципов несколько. У нас на сцене в течение детской части концерта, взрослый может, появиться только для приветствия, но не в качестве аккомпаниатора, или соисполнителя. В прошлом году была натяжка, это были скрипачи, они открывали фестиваль, и вместе с ними выступил их педагог концертмейстер. Но это случилось в первый и последний раз. Это принцип фестиваля, от которого мы не отступаем – на сцене детской части гала-концерта должны быть только дети. Если ребёнок пока не может играть на гитаре, путь поможет сверстник в пределах возрастного диапазона, основная граница от 9 о 19 лет. В порядке исключения, особо одарённые допускаются с 8 лет. Самое интересное, что в этом году таких было трое. Кстати, ведущие отделений концерта у нас – тоже дети. Ещё один момент – на других фестивалях принято формировать состав участников, которые будут выступать на концерте уже на фестивале, потому что есть внутренний отбор. При таком подходе трудно написать сценарий заранее, разучить его с детьми и чтобы они всё нормально сделали. У нас сценарий появляется, чуть ли не за месяц до гала-концерта. Поскольку у нас всё происходит по Интернету, у нас есть возможность найти детей заранее, раздать им сценарии, пусть они прорепетируют с педагогом. Расстояние при таком подходе никакой роли не играет. Ещё одна особенность: для этого фестиваля либо в учредители, либо в организаторы мы стремились привлечь все наши профильные институты. У нас где-то полтора десятка серьёзных организаций, которые в разной степени в этом участвуют, включая муниципальные учреждения. Это придаёт должный статус фестивалю, и в результате на местах понимают, куда попадает ребенок, пройдя такой экспертный отбор, и стараются обеспечить ему проезд до Москвы, так или иначе.

Книги и документы Т. П.: Участие в фестивале платное?

Л. П.: Участники оплачивают только дорогу. Питание и проживание бесплатное.

медицинские книги txt pdf djvu doc Т. П.: Но кто-то всё-таки это оплачивает?

Л. П.: Почти три года назад инициативная группа сумела заинтересовать администрацию Красногорска, сейчас это называется городское поселение Красногорск. Заинтересовали тем, что будет фестиваль нового типа, у которого нет близких аналогов. Руководство города откликнулось и добровольно приняло на себя следующие обязательства: финансирование проживания, включая питание детей и взрослых сопровождающих в течение всех фестивальных дней. В 2010-м – четырех, в 2011-м – пяти. В этом году все участники фестиваля проживали в учебном центре «Нахабино», отличающегося повышенной комфортностью. Кроме того, администрация готовит детям и творческим коллективам подарки и грамоты. Предоставляет Дворец культуры «Подмосковье» с залом на 1000 мест. В программу фестиваля «Зеленая-карета-2011» мы добавили еще один – московский день, потому что многие, из тех, кто приезжает, в Москве никогда не были, и может быть не скоро еще раз окажутся. Первая половина дня - обзорная экскурсия по Москве с посещением Поклонной горы и Красной площади по специально разработанному маршруту, а во второй половине состоялся ещё один гала- концерт в Библиотеке искусств им. А.П.Боголюбова. С учетом этого мы договорились с управлением культуры ЦАО, что оно силами своего Пресс-центра сделает профессиональную телевизионную запись этого концерта. Чтобы потом можно было сделать диск, который можно будет предлагать местным телевизионным компаниям. Для популяризации детско-юношеского творчества в авторской песне. Важно отметить, что в этом году фестиваль был посвящён году российской космонавтики, и нам пошёл навстречу Роскосмос, согласившись стать нашим генеральным партнёром. Тем самым, была оказана большая организационная помощь по привлечению юных талантов из Европейского Союза, освещению фестиваля в прессе, подготовке видеоприветствия фестивалю от Ю.Лончакова, командира Отряда космонавтом, наконец, участию в фестивале самих космонавтов, причем поющих под гитару. Сюрпризом для всех детей, выступивших на сцене ДК «Подмосковье», стали подарки от Роскосмоса с юбилейной золотой медалью «50 лет полёту Гагарина». Надеемся, и в дальнейшем, на продолжение сотрудничества с космически агентством, тем более, что у них есть ещё свой телецентр, с которым совместными усилиями можно сделать видеофильм о фестивале. Вообще, интерес к фестивалю повышается, ещё и благодаря тому, что в руководящих и исполнительных органах фестиваля есть очень известные в стране люди, и когда приглашения идут за их подписью, они производят должное впечатление. Достаточно сказать, что сопредседатели Попечительского совета «Зеленой кареты»: Е.П.Велихов, Секретарь Общественной палаты, академик РАН и классик авторской песни А.М.Городницкий, академик РАЕН. Полагаем, что для участников фестиваля значимо, когда председатель Оргкомитета - известная творческая личность, а представитель власти - первый заместитель. Обозначено социальное партнерство, содружество творцов авторской песни с чиновниками, высоко ценящими это уникальное явление отечественной культуры, считающееся по праву нашим национальным достоянием. В прошлом году у нас председателем оргкомитета был Сергей Никитин, а в этом году – Олег Митяев. Председатель экспертного совета – известный бард Сергей Матвеенко. Под такие имена оказалось возможным два года собирать юные таланты как со всей страны, так из других стран: Белоруссии, Украины, Казахстана, Словении, Швеции. Оба прошедших фестиваля проходили при поддержке или содействии Министерства культуры России. Более того, в этом году со сцены зачитывалось официальное приветствие участникам «Зеленой кареты» от Министра А.А. Авдеева. Приглашение на фестиваль, для прошедших экспертный отбор, мы направляем как самому педагогу и его подопечному, так и в государственные органы образования, культуры субъекта федерации или местного управления. Но самое главное для юных талантов и их малой родины, что получив приглашения от Оргкомитета, они все едут на фестиваль «Зеленая карета» как Победители, получившие право выступить в главном событии фестиваля – представительском гала-концерте, транслируемом на весь мир по сети Интернет.

Т. П.: Как Вам удалось найти столько талантливых детей?

Л. П.: У нас же получается «штучный» отбор со всей страны, да ещё и из зарубежья.

Т. П.: Но получается что общий уровень то у нас в этом плане хороший.

Л. П.: Конечно. Сегодня в вузах авторская песня слабовато представлена, студентам приходится подрабатывать, думать о будущем трудоустройстве, и так далее. И развитие авторской песни переместилось на школьные годы. Посмотрите, какие сегодня голоса, какой у современных детей художественный уровень. Причём с большинством из тех, кто приехал, работают штатные педагоги. Но, увы. Эти педагоги-энтузиасты числятся на совершенно других, самых разных должностях. Сама по себе профессия «педагог детского коллектива авторской песни» не узаконена, нет такой в классификации профессий. Одна из целей нашего представительного фестиваля и других мероприятий по авторской песне, узаконить это направление. Потому что оно очень важно для интеллектуального развития детей, их гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, что конечно подразумевает воспитание и этическое. Мы очень хотим поднять статус и педагогов и этого направления, ведь это особый вид искусства, приобщение к которому доступно многим детям. Ведь неспособных детей, как известно, не бывает. Сейчас авторской песней с детьми занимаются в основном энтузиасты, а надо думать и о системной подготовке кадров, в образовательных учреждениях. Например, в прошлом году отголоском такого фестиваля, стал лагерь художественной направленности «Парус», длившийся две недели в Крестовском районе Новгородской области по федеральной целевой программе «Дети России» Минобразования РФ. Там впервые наряду с другими была представлена номинация «авторская песня» и проведены курсы повышения квалификации для педагогов с выдачей удостоверения государственного образца, с записью темы как «опыт, тенденции развития, перспективы авторской песни».

Т. П.: То есть это уже есть прецедент?

Л. П.: По крайней мере, это официально проведено через «Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», а это лицензированная организация.

Т. П.: Получается, что авторская песня - целый пласт искусства, который гораздо важнее, на мой взгляд, чем многое то, что навязано западной культурой.

Л. П.: Согласен. Авторская песня - это наше достояние. Для себя я когда-то сформулировал тезис: авторская песня – носитель живого образного русского языка, облеченного в доступную для восприятия музыкально-интонационную форму.

Сейчас есть группа людей, которые объединились, которые в теме разбираются и много лет жизни отдали этому явлению, поставившие себе задачу развивать и продвигать в культурное пространство страны авторскую песню. Как значимый вид искусства, прежде всего для подрастающего поколения. И мы видим результаты. В прошлом году гала-концерт был чуть-чуть слабее, хотя на нем было представлено несколько великолепных авторских работ, например, Екатерины Кротовой из Ярославля или Антона Пуговкина из Харькова. В этом году авторских оказалось меньше, зато какие исполнительские! Не хотелось кого-то выделять особо, чтобы других не обидеть. Интересующиеся могут посмотреть видеозаписи на «bards.ru»,

Т. П.: А бывают претензии к организаторам после объявления результатов конкурса?

Л. П.: Акцентирую: у нас на фестивале вообще нет конкурса. На конкурсе заранее объявляются номинации и число лауреатов и дипломантов по каждой номинации, обычно разных степеней: первой, второй, третьей. Дети состязаются за получение лауреата или дипломанта. Кто получает, попадает в заключительный гала-концерт, остальные – в зрители. Получается состязание друг с другом, конкуренция. В итоге – слезы, психологические травмы и т.д. При экспертном отборе, организуемом через сеть Интернет, дети не состязаются друг с другом, их песенное творчество оценивается по некоторой высокой планке, художественному уровню, к которому нужно стремиться, занимаясь авторской песней. Эта планка довольно высокая, но ведь и фестиваль – представительский. Число мест в номинациях заранее не фиксируется. Конечный результат отбора зависит от количества и качества присланных заявок. А далее, как я уже говорил, все кто прошел экспертный отбор, все – равны, все – Победители. Все получают сертификаты (в прошлом году) или Дипломы (в этом году) с формулировкой «за мастерство в создании и исполнении авторской песни» (для авторов) или «за мастерство в исполнении авторской песни» (для исполнителей). Причем, награждаются все: дети, их педагоги («за воспитание юных талантов в сфере авторской песни» и спонсоры «за поддержку юных талантов в сфере авторской песни».

Т. П.: Долго продолжается работа по подготовке фестиваля?

Л. П.: Примерно полгода, начиная с февраля, и до первого октября идёт отбор.

Т. П.: Как часто собирается Экспертный совет?

Л. П.: Мы не собираемся, заседания проходят интерактивно. Собираться незачем, есть скайп, электронная почта, телефон. И никаких бальных принципов, результат отбора не должен выявляться средне арифметически. При вынесении решения члены Экспертного совета фестиваля согласно Положению о фестивале руководствуются следующими критериями качества авторских песен: для авторов: отражение в песне личностных качеств автора, целостность восприятия исполняемой песни; для исполнителей: личностное осмысление исполняемой песни, бережное отношение к авторской интонации, заложенной в песне ее создателем. Причем разрешается взаимодействие авторов и исполнителей детско-юношеского возраста и их педагогов с членами Экспертного совета фестиваля, которое может осуществляться в интерактивном режиме творческого общения с использованием электронной почты и других современных средств связи. Скажем, если есть интересный автор или исполнитель, особенно в глубинке, который интересен, но немного недотягивает, ему даже могут интерактивно помочь, довести до должного уровня профессиональным советом, если он того заслуживает.

Т. П.: А если мнения делятся ровно пополам, или такого не бывает?

Л. П.: Мы ввели для экспертного совета так называемое «антивето», каждый из членов совета может направить одного участника, практически сделать победителем своим единственным голосом, вопреки мнению остальных, у каждого есть такое право. У нас в экспертном совете люди всё-таки серьёзные и никто не будет брать на себя ответственность представлять слабые номера, потому что в случае конкретного «антивето» будет известно, кто его инициатор.

Т. П.: Кто-то оплачивает подготовительную работу?

Л. П.: На подготовительную работу удается привлечь какие-то спонсорские средства и тем, кто в этом активно участвовал, потом достаются небольшие денежные поощрения. Но в основном, конечно, всё на плечах добровольцев.

Т. П.: В этом году ваш фестиваль вошёл, как номинация в Московский международный фестиваль детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа». Для чего был сделан такой шаг?

Л. П.: Всё для той же самой цели, продвигать авторскую песню как особый вид искусства в культурном пространстве страны. «Открытая Европа» это хорошо известный международный фестиваль, который проводится уже много лет, но до 2011-го года этот фестиваль включал в качестве номинаций почти все возможные виды детско-юношеского художественного творчества, кроме авторской песни.

Т. П.: И чем это может быть полезно?

Л. П.: Поясняю. Почему нам целесообразно участвовать в программе этого фестиваля. Допустим в нем 8 номинаций по разным видам искусства, и если в программу добавится отдельным проектом авторская песня, то мы уже фиксируем, по крайней мере, в рамках этого фестиваля, что авторская песня участвует наравне с другими. А это для нас принципиально важно.

Т. П.: Скажите, а кто режиссёр фестиваля?

Л. П.: У нас нет какого-то отдельного человека, это художественный совет. В первую очередь, это Сергей Матвеенко, далее – Александр Костромин, художественный руководитель Городского центра авторской песни, Леонид Левин, научный сотрудник Государственного института искусствознания. В этом году мы привлекли к разработке сценария Бориса Кинера, конечно, принимаю участие я и моя супруга, мы с ней давно занимаемся этим вместе. Если необходимо, проводим консультации, советуемся с профессионалами, когда требуется.

Т. П.: У Вас получился очень интересный, органичный фестиваль, таких, на мой взгляд, не так много. Сложно делать такой фестиваль?

Л. П.: Ну конечно, это время, это труд, это усилия, иногда даже нервные переживания. Но что меня больше всего радует, как основного организатора этого проекта, что два года подряд у нас своего рода рекорд – стопроцентный приезд всех, кому направлены приглашения, все кого отобрали, нашли возможность приехать. Никто не заболел, не простудился. Причём в прошлом году возникла некая идея фикс, чтобы в фестивале непременно участвовали талантливые дети с самой западной точки страны и с самой восточной. Итог: оказались представленными как Калининградская область, так и Приморский край. В этом году север добавился – Сыктывкар. Из республик в прошлом году кроме России были только Украина и Белоруссия, в этом году добавился Казахстан и Словения со Швецией.

И ещё один момент - мы ввели дополнительную возможность для тех, кто по разным причинам не прошёл экспертный отбор, но хочет побывать на фестивале, фестиваль ведь не только гала-концерт. В этом году мы предоставили желающим возможность приобрести платные путёвки. Они дают право участвовать во всех мероприятиях фестиваля, кроме гала-концерта. Это три внутренних концерта, которые проходят в течение фестивальных дней, в которых «путёвочники» принимают участие наравне с победителями, знакомятся со всеми. На этих концертах экспертов уже нет. «Гитара – по кругу». Порядок выступлений и репертуар произвольный, в режиме свободного микрофона. Там уже дети могут выступать со взрослыми, педагоги представить песню любым коллективом, как хотят, без ограничений.

Т. П.: То есть три дня три концерта?

Л. П.: Да каждый вечер, который свободен от основного, что-то проходит, даже когда дети приехали из Библиотеки вечером того же дня, предшествующего отъезду, на мое удивление они ещё и внутренний концерт устроили.

Т. П.: А днём что?

Если посмотреть программу, то свободного времени почти нет. В день приезда все в разное время приезжают, и им устраивают ознакомительную экскурсию по этой территории, где будут находиться, рассказывают историю места. Ну а вечером – как всегда местный концерт.

Т. П.: Следующий день?

Л. П.: Следующий день для педагогов круглый стол по теме: «педагогика авторской песни», где они могут обменяться мнениями, кто что делает, параллельно проходят авторские мастерские, во время которых дети имеют возможность пообщаться и известными авторами, опытными педагогами. Некий творческий обмен. Причём для этих встреч выбираем тех, кто доброжелательно относится к детям, сразу предупреждаем, чтобы не было жёсткой критики, и пр. Их задача поддерживать хорошее настроение и стимулировать детей к творчеству.

Т. П.: Целый день без перерыва продолжается работа?

Л. П.: Нет до обеда, после обеда с некой паузой, чтобы отдохнули, в конференц-зале на 140 мест, проходит генеральная репетиция гала-концерта, причём в зале разрешают сидеть всем, тоже получается некий мастер класс. Можно посмотреть и поучиться, как правильно входить-выходить, кланяться, правильно пользоваться микрофоном, не трогая его, в общем, всему, что познавательно.

Т. П.: Но здесь тоже предполагается режиссёрская работа.

Л. П.: Да, как раз известный Александр Костромин, который занимается гитарной школой в центре авторской песни, Сергей Матвеенко, Борис Кинер участвуют в этой работе. Это прогон всего концерта, ведущие тоже присутствуют, если они, к примеру, ударения неправильные делают, им делают замечание, они это помечают в сценарии. Это до ужина, а после ужина всё опять же переходит в открытый микрофон, кто хочет выступить, пожалуйста.

Т. П.: Доброжелательно всё проходит? Дети друг друга слушают?

Л. П.: Ещё раз подчеркну, у нас нет состязательности, и они все приехали уже победителями, конкуренции нет, поэтому они все относятся друг к другу хорошо, чтобы каждому в гала-концерте хорошо выступить. Помогают друг другу, переживают друг за друга. Успех каждого – общий успех фестиваля. У нас другой подход, нет травмирования детской психики, этот фактор отсутствует, мы постарались всё продумать в этом году, учли и исправили недочеты, которые были в прошлом.

Т. П.: А в третий день что происходит?

Л. П.: Третий день - это микрофонная практика уже в зале, где будет проходить гала-концерт, прогона полного нет. Почувствовать микрофон, чтобы звукорежиссёр себе сделал необходимые пометки. Идёт техническая отработка, потому что, во-первых, всё это должно идти «как часики», а во-вторых, некоторые дети в большом зале не выступали никогда, им надо освоиться. Получается – два дня, сначала осваиваются во время репетиции, а потом в зале. Ну и дальше концерт, после концерта – праздничный ужин, на который их дополнительно поздравить приехал глава администрации города В.В. Кругликов с заместителем по культуре О.В. Хрыниной, первым заместителем председателя Оргкомитета фестиваля и… с космонавтами С. Трещевым и С. Рязанским.

Т. П.: У Вас на фестивале проходила видеосъёмка. Насколько я понял, была организована видеотрансляция?

Л. П.: Да. Мы решили не ждать милости от телевидения, чтобы привлекать серьёзные каналы. С самого начала проекта было принято решение: гала-концерты и первого фестиваля и второго должны транслироваться по сети интернет. Со временем, думаю, удастся договориться и с телевидением, но надо сначала раскачать это всё.

Т. П.: Сложно это?

Л. П.: Ну как сказать, всё это зависит от результата поиска соответствующей компании, результата переговоров с этой компанией и общей заинтересованности в результате. В этом году на фестивале работала та же самая компания «Культу.Ру!», что и в прошлом, поэтому, было немного проще.

Т. П.: Мне показалось, это очень удачное решение, когда дети, которые выходят на сцену понимают, что даже если зал не заполнен целиком, то их по интернету всё равно смотрят зрители.

Л. П.: Да. Им даже родители издалека звонили со словами: «мы вас видим». Потом ещё повторы сеансов были со сдвигом во времени, для разных часовых поясов. Смотрели, например, наши диаспоры из Америки и Германии. У нас есть международный информационный портал авторской песни BARDS.RU, выйдя на который можно было посмотреть трансляцию. Передавалось видео тремя потоками, разного качества, учитывая скорости приема изображения на местах.

Т. П.: В результате, все участники остались довольны?

Л. П.: Не видел ни одного грустного ребёнка, что мне очень нравится, ни одного недовольного. Когда бывал на каких-то других фестивалях, порой приходилось наблюдать слёзы, когда кому-то приз не дали или ещё какие-то проблемы. А у нас сама атмосфера - праздничная, доброжелательная к детям.

Т. П.: Лично у меня впечатления от фестиваля остались самые приятные. Всё-таки авторская песня – действительно уникальное культурное явление?

Л. П.: Если попробовать взглянуть на авторскую песню с точки зрения теории, то может стать понятно, почему неправомерно пользоваться критериями оценки, допустим, песни эстрадной или романса классического в отношении произведений авторской песни. В основе этого творчества лежит не технология, не метод соединения, эта песня рождается от внутреннего состояния. Человек при этом всё делает сам, не для кого-то, а просто сочиняет и тем, что получилось, делится с другими. Он просто являет сам себя, причём являет целостно и этим ценно это искусство. Например, в большинстве песен Высоцкого в основе блатные мотивы, но мало кого это интересует, есть в его песнях оригинальная музыка или нет. Хотя, по мнению гениального композитора А. Шнитке, у Высоцкого есть интереснейшие музыкальные решения. Какие-то могут достигать композиторского уровня, какие-то могут достигать уровня высокой поэзии. Но это не является обязательным, главное – целостность восприятия песни. Ценность авторской песни в этом. Причём, эти песни исполняются природным человеческим голосом, не специально поставленным под определённый песенный жанр. Как только эту песню споёт профессиональный вокалист, будет уже другое произведение.

Если рассматривать, к какому жанру или виду искусства относится эта песня, то сделать это будет трудно. К какому искусству приписать – к литературе? к музыкальному? театральному? Везде будут оговорки. Даже если предположить, что это театр одного актёра, то разница в том, что в театре задача актера представить некий образ, чтобы мы не видели индивидуума, а видели персонажа, воспринимали образ, который актер играет на сцене. В авторской песне все ровно наоборот: нам не надо, чтобы создатель песни играл образ, он представляет самого себя. И авторская песня имеет, пожалуй, только одну общую характеристику - песня создаётся устно и под возможности собственного голоса. Здесь в отличие от других жанров артефактом является собственное исполнение того, что ты сам сочинил. Это принципиально, и это так!

Т. П.: Но у того же Высоцкого были эстрадные обработки?

Л. П.: Мы сейчас не про обработки, а про сам факт, он создал песню, он её продемонстрировал, а что дальше – это уже второй вопрос. Дальше её вообще можно вывести из авторской песни и перевести в эстрадную. Её могут перенести в другое пространство. Если сотрут авторскую интонацию, обязательный компонент авторской песни, она перейдёт в другой формат. Это то, что сейчас нередко делают эстрадные артисты с песнями на концертах памяти Высоцкого, начинают орать, кричать, но это уже не авторская песня Высоцкого, они её трансформировали, отделили от Высоцкого. Но мы же договорились, что авторская песня, это когда сам создал, сам исполнил, и сделал это, не работая на публику, а в виде «доверительного разговора». Возьмём ещё для примера Юрия Антонова. Сам создал и сам исполняет, но делает это так, чтобы песня стала хитом, чтобы понравилась слушателям. Это всё мы учитываем при работе экспертного совета. Мелодия может быть достаточно простая, но песня покорит слушателя своим содержанием. Значительная часть авторских песен содержит скорее напев, чем музыку в классическом понимании. Но повторяю, главное – целостность восприятия. Еще в 1965-м об этом весьма точно сказал Ю. Ким: «… это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. Вот почему я говорю о неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство». Единица измерения – песня.

Т. П.: Наверное, поддержу со своей стороны подобное восприятие. Гитара Владимира Высоцкого бывала на концертах немного расстроена, но это никогда не мешало ему собирать полные залы, и быть всенародным любимцем.

Л. П.: Это и есть эффект восприятия целиком, самая лучшая авторская песня это та которая воспринимается целостно, а не анализируется по частям. Поэтому мы считаем, что, как отдельная номинация «автор музыки», бессмысленна. Потом есть ещё интересный момент - мы собираем по три песни от каждого, и вот зачем это делаем. По этим песням мы определяем общий уровень, а дальше уже, когда программа составляется, у каждого выбираются какие-то песни, чтобы концерт не получился монотонным. Мы говорим каждому участнику, что если он прислал три песни, то для гала-концерта можем у него выбрать любую. И только за три недели скажем, какую конкретно он будет исполнять на сцене.

Т. П.: И заключительный вопрос. Какие планы на будущий фестиваль, будет он расширятся?

Л. П.: Вряд ли мы будем его расширять. По разным причинам. Это сложно, и потеряется его накал. Хорошего – не может быть очень много. Я полагаю, что последующие фестивали потребуют от нас роста качества, чего мы и будем стараться достичь.

Беседовал Ю. Сафронов